АРХИВ
Главная | Мой профиль | Выход

Главная » Статьи » » Точка зрения[ Добавить статью ]

Проблемы современной экономики. Китайское экономическое чудо: уроки для России
Проблемы современной экономики. Китайское экономическое чудо: уроки для России

Начиная с периода Западных экспансий на территории Китая, экономика этой страны считалась провальной, вплоть до образования КНР, после чего связь скорее с неким национальным освобождением позволила Китаю самому управлять собственным развитием. Китай, впервые за почти 500 лет, перестал отставать от западных стран и даже немного сократил разрыв. Среднегодовые темпы роста, составлявшие 0,8% в 1890—1913 гг. и 0,1% в 1913—1950 гг., в 1950—1973 гг. выросли до 5,8%. Да и в период «большого скачка» конца 50-х, и в период «культурной революции» второй половины 60-х китайская экономика все время росла, росла не переставая, производство все время увеличивалось, в среднем за три десятилетия дореформенного периода (1949—1978 гг.) примерно на 5% в год. Немногие развивающиеся страны могут похвастаться таким быстрым ростом в течение целых 30 лет. Ну а с 1978 г. среднегодовые темпы роста повысились до 10% и никак не падают до сих пор, несмотря на многочисленные предсказания. Такой скачок связывают, прежде всего, с грамотным переходом Китая к рыночной экономике, чего нельзя сказать о России.
Китай начал с рыночных, а не с политических реформ, он отложил их на более позднее время или блокировал, сохранил авторитарную политическую систему, чтобы избежать политического риска.
Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одновременно вводить гласность и осуществлять перестройку.
Китай начал с реформ в сельском хозяйстве, разделил крупные коллективные хозяйства на более маленькие, но более эффективные и ввел систему ответственности домохозяйств. Достигнутый благодаря этому рост производительности имел колоссальные последствия, если учесть, что огромная часть населения страны (80%) проживает в сельской местности. Крестьяне получили возможность создать огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров. Это привело к массовому перемещению населения из села в город, что в свою очередь привело к формированию огромного потенциала рабочей силы в городах.
Россия же игнорировала сельское хозяйство и такие связанные с ним вопросы, как сельское образование, собственность на землю, роль местных органов власти и т.д. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.
Китай организовал прибрежные свободные экономические зоны на юге страны, в провинции Гуандун, создав тем самым условия для достижения своих целей в Гонконге, создал "второй Гонконг” в Шенчжене, а на востоке страны, в провинции Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню. Эти зоны привлекли к себе промышленное производство, ориентированное на экспорт, что дало возможность зарабатывать необходимую иностранную валюту. В страну отовсюду потекли капиталы. Китаю удалось пробиться на потребительские рынки Запада и США, сформировать огромный экспортный сектор экономики, ориентированный на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.
Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но безуспешно.
Китай ослабил централизованный контроль и сосредоточил внимание на "новой экономике", а не на разбазаривании скудных ресурсов в ходе приватизации "старой", стимулировал развитие новых предприятий национального, провинциального, поселкового и деревенского уровней. Местная инициатива оказалась успешной. Особенно это относится к новым частным, поселковым и деревенским предприятиям, которые могут использовать беспредельный потенциал рабочей силы из сельской местности, заимствованные за рубежом новейшие технологии и проектные разработки или их имитации, лучшие управленческие кадры, иностранный капитал, поступающий со всего мира.
Китай продемонстрировал гораздо большую прагматичность и гибкость, чем другие трансформирующиеся страны. Он не делал ставку на изменение формы собственности или частные предприятия. Вместо этого требовалось, чтобы новые производства были современными и ориентировались на экспорт, использовали новые технологии, квалифицированных управленцев и рабочих и т.д. К тому же государственные предприятия были реформированы, а не приватизированы.
Россия, напротив, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались старые неэффективные государственные предприятия. Центральное правительство пыталось спасти их и тратило на это большие ресурсы, притом, что старые государственные предприятия возглавлялись некомпетентными управленцами, основные фонды обветшали, использовались устаревшие технологии, выпускалась не находящая спроса продукция, отсутствовали управленческие навыки, недоставало капиталов, а государство проводило политику обложения прибыли многочисленными налогами.
Таким образом, управленческие и экономические возможности России в большой мере растрачивались в попытках скорее поддерживать старые предприятия, чем создавать новые, как это делалось в Китае. Относительно мало инициатив исходило от местного уровня - городов и регионов.
И все же, несмотря на свое современное состояние, Россия может извлечь уроки из примера Китая. Для удачного перехода необходимы активные действия органов власти на всех уровнях, начиная с общенационального и вплоть до провинциального (областного), поселкового и деревенского. Слабые и некомпетентные органы государственного управления России обусловили вакуум власти, что способствовало передаче ресурсов в руки номенклатуры. Сильное и активно действующее правительство должно взять на себя ведущую роль в руководстве процессом перехода к рынку путем создания институтов рыночной направленности как на промышленном, так и региональном уровнях. Оно должно проводить активную экспансионистскую политику, осуществлять программу реструктуризации приватизированных и государственных предприятий, вести такую торговую политику и политику регулирования, чтобы привлекать солидных иностранных инвесторов, способных принести необходимые опыт и финансовые средства. Эти и прочие программы (такие, как защита с помощью правоохранительных органов от вымогательства и чрезмерного налогообложения и механизмы обеспечения личной безопасности) должны использоваться для привлечения капиталов и деловых людей.
Правительственным органам следует стимулировать независимую инициативу на местах - региональных и городских органов власти. Подобно тому, как это имеет место быть в Китае, местным органам власти следует самим активно помогать созданию рыночных институтов и фирм, включая содействие установлению отношений сотрудничества между ними и частными или иностранными компаниями. Правительство и местные органы власти должны оказывать поддержку промышленным предприятиям (будь то государственные или частные) в предоставлении информации и создании стимулов. Позитивные финансовые стимулы могут увязываться с главными показателями работы предприятий, в том числе с величиной инвестиций, объемом экспорта, созданием рабочих мест, экономическим ростом и повышением производительности. Очевидна и необходимость устранения негативных побудительных мотивов, порождающих разбазаривание фондов и потери ресурсов труда, что связано с приватизацией, а также подкуп и коррупцию, происходящих в нарушение налогового кодекса.

Ксения ЛАДНАЯ


Источник:
Категория: Точка зрения | Добавил: nft (02.05.2011) | Автор:
Просмотров: 1833 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Палитра событий [36]
Точка зрения [25]
ОТЛИЧНый взгляд [28]
Забей! [6]
Сколько нам еще осталось, или запи [4]
Афиша [29]
Блики [24]
Жалкие попытки [13]
Будь в курсе [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Новый дизайн Неформата. Быть или не быть?
Всего ответов: 55
ФФиЖ  2007