Проблемы современной экономики. Китайское экономическое чудо: уроки для России
Проблемы современной экономики.
Китайское экономическое чудо: уроки
для России
Начиная с периода Западных экспансий
на территории Китая, экономика этой
страны считалась провальной, вплоть
до образования КНР, после чего связь
скорее с неким национальным освобождением
позволила Китаю самому управлять
собственным развитием. Китай, впервые
за почти 500 лет, перестал отставать от
западных стран и даже немного сократил
разрыв. Среднегодовые темпы роста,
составлявшие 0,8% в 1890—1913 гг. и 0,1% в
1913—1950 гг., в 1950—1973 гг. выросли до 5,8%. Да
и в период «большого скачка» конца
50-х, и в период «культурной революции»
второй половины 60-х китайская экономика
все время росла, росла не переставая,
производство все время увеличивалось,
в среднем за три десятилетия дореформенного
периода (1949—1978 гг.) примерно на 5% в год.
Немногие развивающиеся страны могут
похвастаться таким быстрым ростом в
течение целых 30 лет. Ну а с 1978 г.
среднегодовые темпы роста повысились
до 10% и никак не падают до сих пор,
несмотря на многочисленные предсказания.
Такой скачок связывают, прежде всего,
с грамотным переходом Китая к рыночной
экономике, чего нельзя сказать о России.
Китай начал с рыночных, а не с
политических реформ, он отложил их на
более позднее время или блокировал,
сохранил авторитарную политическую
систему, чтобы избежать политического
риска.
Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия
(начиная с 1992 г.) пытались параллельно
проводить политические и экономические
реформы, т.е. одновременно вводить
гласность и осуществлять перестройку.
Китай начал с реформ в сельском
хозяйстве, разделил крупные коллективные
хозяйства на более маленькие, но более
эффективные и ввел систему ответственности
домохозяйств. Достигнутый благодаря
этому рост производительности имел
колоссальные последствия, если учесть,
что огромная часть населения страны
(80%) проживает в сельской местности.
Крестьяне получили возможность создать
огромный, ранее отсутствовавший
внутренний рынок потребительских
товаров. Это привело к массовому
перемещению населения из села в город,
что в свою очередь привело к формированию
огромного потенциала рабочей силы в
городах.
Россия же игнорировала сельское
хозяйство и такие связанные с ним
вопросы, как сельское образование,
собственность на землю, роль местных
органов власти и т.д. Между тем ее прежний
широкий внутренний рынок оказался
разрушенным вследствие длительной
инфляции, а также невыплат заработной
платы и пенсий.
Китай организовал прибрежные свободные
экономические зоны на юге страны, в
провинции Гуандун, создав тем самым
условия для достижения своих целей в
Гонконге, создал "второй Гонконг” в
Шенчжене, а на востоке страны, в провинции
Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню.
Эти зоны привлекли к себе промышленное
производство, ориентированное на
экспорт, что дало возможность зарабатывать
необходимую иностранную валюту. В
страну отовсюду потекли капиталы. Китаю
удалось пробиться на потребительские
рынки Запада и США, сформировать огромный
экспортный сектор экономики,
ориентированный на низкозатратную, но
трудоемкую продукцию.
Россия не располагает экономикой,
ориентированной на внешний рынок, если
не считать экспорт природного газа,
нефти и ряда других минеральных ресурсов,
а также вооружений. Страна также
экспортирует капитал, оседающий в
частных оффшорных банках на Кипре, в
Объединенных Арабских Эмиратах и других
странах. Россия пыталась создать
свободные экономические зоны, но
безуспешно.
Китай ослабил централизованный контроль
и сосредоточил внимание на "новой
экономике", а не на разбазаривании
скудных ресурсов в ходе приватизации
"старой", стимулировал развитие
новых предприятий национального,
провинциального, поселкового и
деревенского уровней. Местная инициатива
оказалась успешной. Особенно это
относится к новым частным, поселковым
и деревенским предприятиям, которые
могут использовать беспредельный
потенциал рабочей силы из сельской
местности, заимствованные за рубежом
новейшие технологии и проектные
разработки или их имитации, лучшие
управленческие кадры, иностранный
капитал, поступающий со всего мира.
Китай продемонстрировал гораздо
большую прагматичность и гибкость, чем
другие трансформирующиеся страны. Он
не делал ставку на изменение формы
собственности или частные предприятия.
Вместо этого требовалось, чтобы новые
производства были современными и
ориентировались на экспорт, использовали
новые технологии, квалифицированных
управленцев и рабочих и т.д. К тому же
государственные предприятия были
реформированы, а не приватизированы.
Россия, напротив, сконцентрировалась
на "старой экономике" и следовала
инициативам, исходящим из центра. Через
приватизацию и государственные субсидии
поддерживались старые неэффективные
государственные предприятия. Центральное
правительство пыталось спасти их и
тратило на это большие ресурсы, притом,
что старые государственные предприятия
возглавлялись некомпетентными
управленцами, основные фонды обветшали,
использовались устаревшие технологии,
выпускалась не находящая спроса
продукция, отсутствовали управленческие
навыки, недоставало капиталов, а
государство проводило политику обложения
прибыли многочисленными налогами.
Таким образом, управленческие и
экономические возможности России в
большой мере растрачивались в попытках
скорее поддерживать старые предприятия,
чем создавать новые, как это делалось
в Китае. Относительно мало инициатив
исходило от местного уровня - городов
и регионов.
И все же, несмотря на свое современное
состояние, Россия может извлечь уроки
из примера Китая. Для удачного перехода
необходимы активные действия органов
власти на всех уровнях, начиная с
общенационального и вплоть до
провинциального (областного), поселкового
и деревенского. Слабые и некомпетентные
органы государственного управления
России обусловили вакуум власти, что
способствовало передаче ресурсов в
руки номенклатуры. Сильное и активно
действующее правительство должно взять
на себя ведущую роль в руководстве
процессом перехода к рынку путем
создания институтов рыночной
направленности как на промышленном,
так и региональном уровнях. Оно должно
проводить активную экспансионистскую
политику, осуществлять программу
реструктуризации приватизированных
и государственных предприятий, вести
такую торговую политику и политику
регулирования, чтобы привлекать солидных
иностранных инвесторов, способных
принести необходимые опыт и финансовые
средства. Эти и прочие программы (такие,
как защита с помощью правоохранительных
органов от вымогательства и чрезмерного
налогообложения и механизмы обеспечения
личной безопасности) должны использоваться
для привлечения капиталов и деловых
людей.
Правительственным органам следует
стимулировать независимую инициативу
на местах - региональных и городских
органов власти. Подобно тому, как это
имеет место быть в Китае, местным органам
власти следует самим активно помогать
созданию рыночных институтов и фирм,
включая содействие установлению
отношений сотрудничества между ними
и частными или иностранными компаниями.
Правительство и местные органы власти
должны оказывать поддержку промышленным
предприятиям (будь то государственные
или частные) в предоставлении информации
и создании стимулов. Позитивные
финансовые стимулы могут увязываться
с главными показателями работы
предприятий, в том числе с величиной
инвестиций, объемом экспорта, созданием
рабочих мест, экономическим ростом и
повышением производительности. Очевидна
и необходимость устранения негативных
побудительных мотивов, порождающих
разбазаривание фондов и потери ресурсов
труда, что связано с приватизацией, а
также подкуп и коррупцию, происходящих
в нарушение налогового кодекса.
Ксения ЛАДНАЯ
Источник:
Категория: Точка зрения | Добавил: nft (02.05.2011) | Автор: