АРХИВ
Главная | Мой профиль | Выход

Главная » Статьи » » Точка зрения[ Добавить статью ]

Военное кино в годы Великой Отечественной – наша история и наша гордость

Военное кино в годы Великой Отечественной – наша история и наша гордость

Великая Отечественная война – это особые страницы истории, которые навечно останутся в памяти людей. Хранить эту память будут не только книги, архивные документы и мемуары, её также сохранит киноискусство, которое продолжало жить несмотря на тяготы того времени.

Естественным образом особенно остро встала военная тема в кинематографе с началом Великой Отечественной войны. Никто не был готов к надвинувшемуся на страну кошмару. И кинематограф также столкнулся с нагрянувшей войной: внезапной, жестокой и абсолютно реальной. Она дала пищу кинематографу, позволила режиссеру снимать то, что было не принято снимать в довоенные годы. Все беды войны - голод, страдания, потери - всё это хлынуло на экран. Но всё-таки главной темой становится патриотизм, неиссякаемая любовь к родине и героизм бойца. Фильмы этого периода были очень реалистичны. И это неудивительно, ведь в стране не осталось практически ни одной семьи, которую не затронула бы разразившаяся война, люди, занимавшиеся съёмками в этот период, делили все её тяготы на фронте с бойцами и видели всё своими глазами.

Фильм «Она защищает Родину», снятый в 1943 году Фридрихом Эмлером по сценарию Алексея Каплера, - яркое тому подтверждение. Алексей Каплер провёл несколько месяцев во вражеском тылу и лично наблюдал за партизанским движением, сценарий к фильму писал, основываясь на собственных наблюдениях. Да и во время съёмок, которые проходили в Алма-Ате, жившей известиями с фронта и принимавшей в госпитали бойцов, война ощущалась очень живо. Актриса Вера Марецкая, исполнившая роль главной героини в фильме, впоследствии рассказывала: «Режиссёру не нужно было будить моего воображения различными «представьте себе» или «прочтите о том-то». Материал не нужно было искать. Я сыграла роль Прасковьи Лукьяновой, и в моем актерском ощущении образ был правдивым. На просмотр фильма в студии я шла как на праздник, как на великий экзамен и очень волновалась. Но после просмотра люди смотрели мимо меня, никто не говорил со мною, товарищи опускали глаза, когда я взглядывала в их сторону. Как странно наше искусство, думала я тогда про себя, очевидно, я плохо сыграла, а у меня самой было ощущение такой правды в том, что я сделала. И только на другой день я узнала причину молчания моих товарищей. Накануне было получено известие о гибели моего мужа на фронте, и друзья не показали его мне в день сдачи фильма».

Но отличительной чертой фильмов данного периода была не только их приближенность к реальности. Обыкновенный человек выходит на первый план. Теперь простой рядовой становится героем фильма, простой человек, самостоятельно делающий свой выбор, самостоятельно возлагающий на себя ответственность за него. Простые люди дружат, влюбляются, совершают подвиги, отдают жизнь за Родину, ждут и наедятся. Такие фильмы, как «Жди меня» 1943 года Александра Столпера и Бориса Иванова, «Два бойца» 1943 года Леонида Лукова, уже упомянутый выше «Она защищает Родину», «Секретарь райкома» 1942 года Ивана Пырьева, «Радуга» 1944 года Марка Донского, - все они рассказывают истории простых людей, оказавшихся в непростых ситуациях, но героически ответивших на вызов судьбы. Опять же в фильме «Она защищает Родину» мы можем наблюдать за рядовой колхозницей Прасковьей Лукьяновой, которая теряет свою счастливую жизнь с приходом войны: муж и ребёнок погибли, деревня захвачена, как жить дальше обездоленной женщине и зачем? Но Прасковья находит смысл в борьбе с врагом, в которой к ней присоединяются и другие. Героиня возглавляет партизанский отряд и сражается за Родину. Это был её личный выбор, её решение, которое она приняла.

Люди живут грядущей победой над фашистами, и тема героизма и трагедии обыкновенного человека в кинематографе сохраняется на протяжении всей войны. Вот и в 1943 году Борис Барнет выпускает фильм «Однажды ночью», где девочка Варя - героиня Ирины Радченко - спасает раненых десантников-парашютистов, которые скрываются в оккупированном немцами городе.

В эти тяжёлые годы народу как никогда нужны были такие простые герои, люди, сумевшие перебороть свой страх, свою боль, свои слабости, кинокартины не просто прославляли обыкновенного человека, имеющего отвагу выбирать и бороться, они поднимали дух народа, вселяли веру в победу. Александр Довженко писал, обращаясь к деятелям киноискусства об этом времени: «Поднимайте дух бойца. Дайте его портрет - великий, сильный и величественный. Дайте бойцу посмотреть на себя, иногда перед смертью полюбоваться собой, чтобы он увидел себя вполне. Дайте гордые движения, красивые действия и слова, каких, может быть, он не говорил в повседневности, но которые есть в его душе. Давайте передадим для всего мира, для грядущего мира, эти необычайные слова и эти чувства чтобы он вырос на необычайную высоту». И кинематограф давал людям это.

За годы войны, благодаря не только художественным работам, но также постоянно осуществлявшейся документальной съёмке, запечатленный подвиг советского народа помог кинематографу сделать творческие открытия, дать возможность людям и кинематографистам последующих поколений прикоснуться к тому непростому времени, взглянуть на глубинные связи событий войны и соотнести их с современностью. Эти страницы истории кино бесценны не только для искусства, но и для истории нашей страны, поэтому нужно беречь их и помнить.



Источник:
Категория: Точка зрения | Добавил: nft (02.05.2011) | Автор:
Просмотров: 681 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Палитра событий [36]
Точка зрения [25]
ОТЛИЧНый взгляд [28]
Забей! [6]
Сколько нам еще осталось, или запи [4]
Афиша [29]
Блики [24]
Жалкие попытки [13]
Будь в курсе [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Новый дизайн Неформата. Быть или не быть?
Всего ответов: 55
ФФиЖ  2007