Завтра будет
вчера
Многие
писатели работают в горячо мною любимом
жанре антиутопии. Конечно, на ум в первую
очередь приходит Джордж Оруэлл с его
бессмертными произведениями «1984» и
«Скотный двор», на задворках его славы
приютился не менее мною любимый Олдос
Хаксли со своим до боли «Прекрасным
новым миром». А вот отечественного гения
антиутопии почему-то несколько подзабыли,
хотя он и был одним из первых в этом
направлении. Как многие догадались,
речь идет о Евгении Замятине и его
нетленном романе «Мы». Тем более странно,
что по изобразительной силе произведение
не уступает своим более именитым
собратьям, да и русский читатель
воспринимает роман без посредников в
лице переводчика, а непосредственно в
авторском изложении, что всегда приятно.
Роман-антиутопия
с элементами сатиры «Мы» Евгения
Ивановича Замятина был написан в 1920
году, конечно, никакой возможности
пройти жесткую советскую цензуру у
произведения подобного толку вовсе не
было, и он стал широко известен на родине
только в 1988 году. Вначале прошлого века
«Мы» пользовался успехом на западе, где
на этот роман писали восторженные отзывы
многие иностранные цензоры, в числе
которых был и сам король антиутопий
Оруэлл.
Вы нигде
больше не увидите настолько живого и
сочного описания, казалось бы, сухих и
мертворожденных чисел как в труде
Замятина. Главный герой живет в мире,
где понятия категории морали явно не
вписываются в миропонимание современного
читателя. Например, в мирах «Мы» считается
очень постыдным обладать фантазией,
но, с тем вместе, полигамные отношения
даже не редкость, а норма. Само слово
«семья» считается старомодным, не говоря
уже о самом явлении.
Евгений
Замятин – мастер метафор. Он даже не
описывает сам предмет, либо явление, а
дают лишь намеки, аллегоричные наброски
внешности, находя иногда очень емкие и
странные, яркие определения вроде
«тумбоногии доктор», «двояковыпуклый
инспектор» и далее, далее, далее.
Взять хотя
бы описание Благодетеля. Несколько
страниц читатель остается в непонимании,
кто же перед ним? Возведенный в статус
Бога механизм, либо человек ставший
машиной.
Тотальная
слежка, люди-роботы, города из прозрачного
стекла и личная жизнь по расписанию –
вот суровые реалии произведения «Мы».
Дорогой читатель, ты
хочешь найти суровое завтра в реалиях
русских авторов? Обрати своё внимание
на вчера, тогда и было написано Замятиным
отечественное страшное будущее.
Павел КАМЕНЕВ
Источник: |